РУС БЕЛ ENG

Профилактика детского травматизма

НЕДЕТСКИЕ ИГРЫ

В нашей стране ежегодно констатируются факты гибели и травматизма детей. Это одна из серьёзных социально значимых проблем. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны – это халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, на воде, во время игр. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. Поэтому одна из основных задач родителей – предупреждение детского травматизма: устранение травмоопасных ситуаций и систематическое привитие навыков безопасного поведения.

Цифры статистики детского травматизма не могут оставить равнодушным ни одного взрослого человека: от внешних причин в 2016 году погибло 154 ребенка, в 2017 году – 146 детей, в 2018 году – 137 детей, в 2019 году – 120 детей в возрасте от 0 до 17 лет.

 

ОТРАВЛЕНИЯ И ПРОГЛАТЫВАНИЕ ИНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Достаточно часто среди детей регистрируются отравления, причинами которых становятся небрежно хранящиеся лекарственные вещества и средства бытовой химии. Поскольку детский травматизм в основном связан с отсутствием у детей прочных навыков правильного поведения в различных ситуациях, ему наиболее подвержены дети дошкольного и младшего школьного возраста:

10 апреля 2020 двухлетний мальчик с острым отравлением попал в реанимацию Мозырской городской больницы. Ребенок попробовал отраву для муравьев, в составе которой была борная кислота. По словам медиков, последствия таких случайностей могут иметь более трагические последствия.

27 ноября 2020 в Кличеве годовалый ребенок выпил чистящее средство. Мама вышла на балкон всего на пару минут, а когда вернулась, увидела ребенка в ванной с открытой бутылкой жидкого средства. Малыш сильно кашлял. К счастью, в больнице мальчику оперативно оказали первую медицинскую помощь.

Известны случаи, когда во время игр дети случайно проглатывали не только опасные вещества, но и мелкие предметы – батарейки, монеты, пуговицы, детали от конструктора. Как правило, это происходит непроизвольно – ведь дети стараются всё попробовать на вкус. Исход обычно зависит от размера, формы и вида предмета:

В прошлом году ребенок из Островецкого района на глазах у матери проглотил обручальное кольцо. Этот инородный предмет застрял у годовалого малыша в желудке. Родители обратились к врачам, которые оказали необходимую помощь. К слову, это был не единственный подобный случай в Гродненской области. В апреле 11-месячный малыш проглотил металлическую палочку, а годовалый ребенок – батарейку. Медики также извлекли монету из пищевода двухлетнего мальчика и желудка девочки трех лет.

10 марта 2021 в г. Осиповичи пятилетний ребенок при просмотре телевизора, параллельно играя с конструктором, захотел попить водички и проглотил мелкую деталь от него, которая застряла в дыхательных путях, что значительно затруднило дыхание и начался кашель от недостатка кислорода. По прибытию скорой медицинской помощи инородное тело уже прошло в желудок. Ребенку сделали снимок. К счастью, его жизни уже ничего не угрожало.

Как предотвратить подобные случаи:

- храните лекарства и химические вещества в местах, недоступных для детей (монеты в кошельках, батарейки в ящиках, а украшения в шкатулках);

- не используйте предметы быта (пульт от телевизора, часы, электронные весы) для развлечения или отвлечения детей;

- не давайте маленьким детям те игрушки, которые не предусмотрены для их возраста. Лишь игрушки для детей старшего возраста могут содержать мелкие детали;

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА!

 

 

 

                                                                      Специлист СПиВсО Осиповичского РОЧС

Олеся Кадаева

 

Детский травматизм и его профилактика

     Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период летних каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых.

       Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Причины детского травматизма:

 1 На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным спец.составом;

 2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

 3. На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;

 4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.

Падение - распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Их можно предотвратить, если:

-не разрешать детям лазить в опасных местах;

-устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

В летнее время зоной повышенной опасности становятся детские площадки, а особенно качели. Если ребенок упал с качели, он должен прижаться к земле и подальше отползти, чтобы избежать дополнительного удара.

Добровольный прыжок с качели никогда не заканчивается безопасным приземлением на ноги. От резкого касания с грунтом - перелом лодыжек, берцовых костей, вывих голеностопных суставов.

Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу.

Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами.

Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно.

Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках.

Из всевозможных травм на травму, полученную в ДТП, приходится каждая двухсотая. Но последствия их очень серьезны.

 Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:

  • остановиться на обочине;
  • посмотреть в обе стороны;
  • перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;
  • переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка старшего возраста;
  • идти, но ни в коем случае не бежать;
  • переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора;
  • на дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель видел тебя;
  • переходить дорогу надо по перпендикуляру к оси, а не по диагонали;
  • если транспортный поток застал  на середине дороги, следует остановиться и не паниковать;
  • маленького ребенка переводить через дорогу надо только за руку;
  • надо научить ребенка не поддаваться "стадному" чувству при переходе улицы группой;
  • детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом;
  •  Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению.

 В детском саду проводится работа по предупреждению детского травматизма.

 Большое внимание уделяется ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и к анализу причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

 Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

 1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

 2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

 Организовать работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и обучения в образовательном учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В своей работе по профилактике травматизма у детей детский сад руководствуется следующими нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании», инструкцией по охране жизни и здоровья детей, планом работы учреждения по предупреждению травматизма. В целях предупреждения детского травматизма в учреждении и вне детского сада, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в детском саду ведется профилактическая работа по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Генеральная цель этой работы – создание условий для предупреждения детского травматизма.

 В детском саду ведется работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

 Проводятся профилактические мероприятия с дошкольниками.

 Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

 Для реализации данной задачи систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

 По результатам анализа данного методического комплекта, с учетом опыта работы с дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня разработана программа основ безопасности жизнедеятельности.

  Работа с родителями по профилактике детского травматизма.

 Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

 Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

 Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.