РУС БЕЛ ENG

Воспитание основ гражданско-патриотической культуры у детей дошкольного возраста

Мероприятия ГУО «Детский сад № 12 «Улыбка» г. Осиповичи» по теме: «Организационно-методическая деятельность учреждения дошкольного образования по гражданскому и патриотическому воспитанию участников образовательного процесса»

№№

пп

Название мероприятия

Сроки проведения

Педагогические работники

1

Информация на  сайте

-маршрут выходного дня

-Виртуальные экскурсии по Беларуси.

-«#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»

постоянно

2

Консультации

- «Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста»

-«Методические рекомендации по формированию у воспитанников основ национального самосознания

 

Октябрь

 

февраль

3

-Педагогический совет, на котором педагогические работники показывали свои творческие отчёты по теме «Приобщение воспитанников к национальным и культурным традициям в разных видах деятельности, используя метод проектов»

-Семинар-практикум «Приобщение детей дошкольного возраста к белорусской национальной культуре»

-Открытые просмотры специально организованной деятельности по теме «Развитие патриотических чувств у воспитанников через приобщение воспитанников к национальным и культурным традициям в разных видах деятельности

24.11.

 

 

20.10.

 

Октябрь-ноябрь

4

Размещение информации на стенде, в групповом чате педагогических работников:

 «День народного единства»

«День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь»

«День Конституции»

«День единения народов Беларуси и России»

«День независимости Республики Беларусь»+ участие в митинге

«День Победы» + участие в митинге

В течение года

5.

Единые дни информирования

ежемесячно

Воспитанники

1

Специально организованная деятельность по образовательной области «Ребенок и общество»

«Люди, прославившие Беларусь»

 «Минск-столица нашей Родины»

«Достопримечательности городов республики Беларусь»

«Карта Беларуси»

«Беларусь-дружественная страна»

«Государственные и природные символы Беларуси»

«Предприятия Республики Беларусь»

«Белорусские автомобильные заводы»

«Путешествие по Беловежской пуще»

«День независимости Республики Беларусь»

«День Победы»

 

Сентябрь, апрель

сентябрь

октябрь

март

 

 

апрель

 

 

 

май

2

Нерегламентированная деятельность:

Например, художественная деятельность рассматривание иллюстраций «Квітней Беларусь»

Изготовление альбома «Белорусские сувениры»

Общение беседа «Почему картофель  в Беларуси называют вторым хлебом»

Общение размова «Як ранней апраналіся беларусы»

Беседа по рассмотренным иллюстрациям белорусских сувениров

Игровая деятельность «Подвижные белорусские игры»

Дидактические игры и др.

ежемесячно

 в течение года

 

3

Выстава малюнкаў       «Мой родны кут, як ты мне мiлы…»

В течение года

4

Тематические недели:

«Белорусское народное творчество»

«Белорусские игрушки»

«Наша страна. Наш город»

«Красная Книга Республики Беларусь»

 

24-28.10

28.11-02.12

март

апрель

5

Тыдні беларускай мовы:

“Восеньскі кірмаш”

“Зімовыя святы”

“Гуканне вясны”

 

26.09-30.09

09.01-.13.01

27.02- 03.03

6

Дзень беларускай мовы

Каждый четверг

7

Проведение виртуальных экскурсий по Беларуси:

-виртуальный тур по Белорусскому государственному музею истории Великой Отечественной   войны

-историко-культурный комплекс "Линия Сталина"

-мемориальный комплекс "Брестская крепость -герой

-виртуальный тур по мемориальному комплексу "Брестская крепость-герой"

-виртуальный тур по мемориальному комплексу "Хатынь"

-виртуальный тур по мемориальному комплексу "Курган Славы"  и др

 

май

8

Музыкальные развлечения и физкультурные досуги и праздники

“Восеньскi кiрмаш”

“Калядкі”

 “День защитника Отечества”

“Масленіца гадавая, наша госцейка дарагая”

Празник “День роднай Зямли”

“Вясновы дзень запрашае пагуляць”

 "Час беларускіх гульняў"

 

28.09.

12.11.

Февраль

Февраль

30 июня

Апрель

май

9

Проведение бесед и занятий с воспитанниками по темам «День народного единства» 17.09., «День Конституции», «Наш герб. Наш флаг. Наш гимн» (второе воскресенье мая), «День единения народов Беларуси и России» 02.04, «День Независимости Республики Беларусь» 3.07;«День Победы» 9.05; «День защитников Отечества и Вооружённых сил»23.02, «Рождество Христово»7.01

В течение года

10

Торжественные мероприятия с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения дошкольного образования

Обязательное прослушивание еженедельно перед началом занятий в средних и старших группах

1 сентября

 

 

Каждый понедельник

11

Проведение в средних и старших группах занятий «Наш герб. Наш флаг. Наш гимн», «Защитник Отечества» и др.

Проведение праздников

«День Победы», «День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь», «День Независимости Республики Беларусь (День Республики)», «День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь», «День труда»

В канун государственных праздников

Законные представители

1

Размещение на сайте и информационных стендах маршрутов выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей, информации о проводимых мероприятиях в учреждении дошкольного образования, мероприятиях с участием воспитанников; размещение консультаций

постоянно

2

Тематическая консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

27.10.

3

Інфармацыйны матэрыял  для бацькоу “А ведаецеці Вы?”, “Легенды і паданніабБеларусі”, “Народныякаляндарна-абрадавыя святы”, “Мой родны ку, як ты мне мілы…” Асноуныя факты, “Беларускае нацыянальнае адзенне”інш.

В течение года

 

Групповые родительские собрания. Вопросы:

-«Развитие патриотических чувств  у воспитанников через приобщение к национальным ценностям и национальным культурным традициям в разных видах деятельности, используя метод проектов.

-«Тлумачэння заканадауства аб магчымасці выбару мовы навучання”

Сентябрь-октябрь

4

Приглашение на музыкальные развлечения и физкультурные досуги

“Восеньскi кiрмаш”

“Калядкі”

"Час беларускіх гульняў"

“День защитника отечества”

“Масленіца”,  Празник “День роднай Зямли” и др.

В течение года

 

свернуть

Как родителям знакомить детей с символикой Республики Беларусь

Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества и государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности. 
Важнейшим показателем сформированности у детей гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание её роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства.

В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

В 2013 г. в Минске торжественно открыта площадь Государственного флага. В центре площади установлена 70 метровая стела-­флагшток, на которой прикреплён самый большой в стране государственный флаг: его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг.

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" и иными законодательными актами Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

Формы и методы работы с детьми по изучению
государственной символики Республики Беларусь

Патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, оно направлено, в том числе, на формирование у детей чувства гордости, глубокого уважения к государственным символам Республики Беларусь.

Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование у воспитанников представлений о государственных символах Республики Беларусь; в старшей группе (воспитанники от 5 до 7 лет) – развитие интереса, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, желания подпевать гимн, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.

Решение вышеназванных задач будет наиболее эффективным во взаимодействии с семьями воспитанников

Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать родителям следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием родителей, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении с государственными символами Республики Беларусь можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом(гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их;
  • рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложки паспорта, свидетельства о рождении, марок, правительственных наград);
  • привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;
  • объяснение детям старшего дошкольного возраста содержания Государственного гимна Республики Беларусь; слушание гимна в сочетании с предварительным комментарием родителей о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
  • беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);
  • наблюдение во время прогулок с детьми за изменениями в нашем городе перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений;
  • чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь и др. 

Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:            

У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном). Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед.
На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. 

Что на нём изображено? Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля. Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб. Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров. Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями. Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

Знакомя детей с гимном Беларуси можно сказать о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний. 

Можно прочитать детям следующие художественные произведения:

с детьми 4-5 лет: С.Сокалаў-Воюш "Блакіт нябёс"; Э. Агняцвет "Зямля з блакітнымі вачамі"; А.Байдак "Беларусачка”; Д.Бічэль-Загнетава "Радзіма"; А.Русак "Мой край" і іншыя.

с детьми 5-7 лет: Д.Бічэль-Загнетава "Белая Русь", "Радзіма", "Наша Радзіма"; А.Вольскі "Радзіма", "Беларусь – мая Радзіма"; В.Вітка "Бусел"; Н.Гілевіч "Я – беларус" і іншыя.

свернуть