РУС БЕЛ ENG

Формирование пространственных представлений и умений ориентировки в двухмерном пространстве у воспитанников

26.04.2024

В учреждении дошкольного образования важное место уделяется формированию пространственных представлений и умений ориентировки в двухмерном пространстве у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Согласно учебной программе дошкольного образования  содержанию направления «Познавательное развитие» образовательной области «Элементарные математические представления», для воспитанников старшего дошкольного возраста стоят следующие задачи:

Формировать (развивать) умения:

-определять и показывать на плоскости листа бумаги линиями и стрелками

пространственные направления «от ... к ...»;

-определять последовательность расположения объектов друг за другом слева направо и справа налево;

-переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги, создавая простейшие планы, схемы, и наоборот, двигаясь согласно простым планам, находя место предмета по схеме;

-определять положения изображений на листе бумаги, опираясь на следующие ориентиры: центр, правый и левый верхние углы, правый и левый нижние углы, середина верхней, нижней, правой и левой сторон;

-ориентироваться в окружающей обстановке в направлении от других объектов; двигаться в заданном направлении.

При решении задач каждого из выше перечисленных этапов  необходимо  уделять особое внимание совершенствованию и закреплению умения различать  левую и правую руку. Упражняя в различении противоположных направлений  постепенно  усложнять  задания:  увеличивать  количество  предметов,  местоположение которых необходимо определить, а также расстояние между  ребенком  и  предметами.  Детей  необходимо  обучать  не  только  различать  направления, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. В процессе обучения  необходимо  обращать  внимание  на  освоение  детьми  значения  предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения.

         Большое  значение  для  детей  старших  групп  имеет  обучение  умению определять положение предмета по отношению к другому предмету, а также  свое положение среди окружающих предметов. Умение ориентироваться от другого объекта строится на умении ориентироваться на самом себе. Ребенку  необходимо научиться мысленно представить себя в положении необходимого  объекта. 

В старшей группе детей необходимо учить свободно ориентироваться на  плоскости,  то  есть  в  двухмерном  пространстве.  В  содержание  понятия «ориентировка на плоскости» входит:

-умение фиксировать местоположение точки на листе;

-понимание  пространственных  отношений  между  различными  предметами на листе бумаги;

-умение выполнять различные практические задания при ориентировки  на плоскости;

-умение  самостоятельно  характеризовать  пространственную  размещенность  объектов  на  листе  бумаге,  при  этом  пользоваться

соответствующей терминологией;

-умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

         Формирование ориентировки в двухмерном пространстве начинается с  обучения детей размещать предметы в указанном направлении: слева направо  или справа налево, снизу вверх или сверху вниз. Далее детей обучают находить  центр (середину) листа бумаги, верхний, нижний, правый и левый края листа,  верхний правый и левый, нижний правый и левый углы листа. Дети должны  правильно  уметь  употреблять  понятия  для  обозначения  расположения  предметов по отношению к той или иной плоскости.

В  развитии  у  детей  пространственных  представлений  особо  широко применяются  такой  метод  как  моделирование.

Для формирования пространственных представлений и умений мы используем  в образовательном процессе элементы игр Воскобовича, геометрическую головоломку «Колумбово яйцо» и танграм 

Мы выделили и раскрыли следующие педагогические условия успешного формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста:

обеспечение активной  позиции детей в решении задач на ориентировку в пространстве;

реализация  субъектной  позиции  ребенка  в  образовательном  процессе; 

обогащение развивающей  предметно- пространственной  среды  соответствующими  дидактическими  средствами  (дидактические  игры,  учебно-методические пособия, планы, схемы, конструкторы и др.).