Формирование пространственных представлений и умений ориентировки в двухмерном пространстве у воспитанников
26.04.2024В учреждении дошкольного образования важное место уделяется формированию пространственных представлений и умений ориентировки в двухмерном пространстве у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Согласно учебной программе дошкольного образования содержанию направления «Познавательное развитие» образовательной области «Элементарные математические представления», для воспитанников старшего дошкольного возраста стоят следующие задачи:
Формировать (развивать) умения:
-определять и показывать на плоскости листа бумаги линиями и стрелками
пространственные направления «от ... к ...»;
-определять последовательность расположения объектов друг за другом слева направо и справа налево;
-переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги, создавая простейшие планы, схемы, и наоборот, двигаясь согласно простым планам, находя место предмета по схеме;
-определять положения изображений на листе бумаги, опираясь на следующие ориентиры: центр, правый и левый верхние углы, правый и левый нижние углы, середина верхней, нижней, правой и левой сторон;
-ориентироваться в окружающей обстановке в направлении от других объектов; двигаться в заданном направлении.
При решении задач каждого из выше перечисленных этапов необходимо уделять особое внимание совершенствованию и закреплению умения различать левую и правую руку. Упражняя в различении противоположных направлений постепенно усложнять задания: увеличивать количество предметов, местоположение которых необходимо определить, а также расстояние между ребенком и предметами. Детей необходимо обучать не только различать направления, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. В процессе обучения необходимо обращать внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения.
Большое значение для детей старших групп имеет обучение умению определять положение предмета по отношению к другому предмету, а также свое положение среди окружающих предметов. Умение ориентироваться от другого объекта строится на умении ориентироваться на самом себе. Ребенку необходимо научиться мысленно представить себя в положении необходимого объекта.
В старшей группе детей необходимо учить свободно ориентироваться на плоскости, то есть в двухмерном пространстве. В содержание понятия «ориентировка на плоскости» входит:
-умение фиксировать местоположение точки на листе;
-понимание пространственных отношений между различными предметами на листе бумаги;
-умение выполнять различные практические задания при ориентировки на плоскости;
-умение самостоятельно характеризовать пространственную размещенность объектов на листе бумаге, при этом пользоваться
соответствующей терминологией;
-умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Формирование ориентировки в двухмерном пространстве начинается с обучения детей размещать предметы в указанном направлении: слева направо или справа налево, снизу вверх или сверху вниз. Далее детей обучают находить центр (середину) листа бумаги, верхний, нижний, правый и левый края листа, верхний правый и левый, нижний правый и левый углы листа. Дети должны правильно уметь употреблять понятия для обозначения расположения предметов по отношению к той или иной плоскости.
В развитии у детей пространственных представлений особо широко применяются такой метод как моделирование.
Для формирования пространственных представлений и умений мы используем в образовательном процессе элементы игр Воскобовича, геометрическую головоломку «Колумбово яйцо» и танграм
Мы выделили и раскрыли следующие педагогические условия успешного формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста:
обеспечение активной позиции детей в решении задач на ориентировку в пространстве;
реализация субъектной позиции ребенка в образовательном процессе;
обогащение развивающей предметно- пространственной среды соответствующими дидактическими средствами (дидактические игры, учебно-методические пособия, планы, схемы, конструкторы и др.).